Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

Mosston M., Ashworth S. Teaching physical education. Columbus — Toronto — London — Sydney: Merril Publ. Co., 1986.

 

Как сделать преподавание физической культуры в школе максимально эффективным? Цель авторов книги «Обучение преподаванию физической культуры» M. Мосстон и С. Ашворт — помочь учителю правильно планировать занятия, четко осуществлять свои замыслы и корректно оценивать полученные результаты.

В целостной деятельности учителя авторы выделяют ряд элементов. И именно выбор элементов делает книгу нетривиальной и заслуживающей внимания. Структура процесса обучения представлена как иерархия стилей деятельности, причем стиль понимается как набор действий, наиболее адекватных в некоторых конкретных обстоятельствах. Эту трактовку понятия «стиль» следует особо оговорить, так как обычно стилем называется наиболее удобный, предпочитаемый и мало изменяемый от ситуации к ситуации способ действий. В данном случае стиль определяется не индивидуальными особенностями учителя, а набором внешних по отношению к нему условий. Меняются условия — тип упражнений, физическая и психологическая подготовка учеников, время и место проведения занятий и т. д.,— меняется и стиль. Чем правильнее учитель выбирает стиль обучения в каждый данный момент урока, тем удачнее он проводит занятие. Таким образом, как считают авторы книги, хорошо обучать — это отчетливо понимать, когда и какой стиль надо применить.

В зависимости от учебного материала и от того, насколько активно ученики участвуют в планировании занятий, выделяется десять стилей — от «командного», когда ученик полностью подчиняется учителю и не определяет ни тип заданий, ни их продолжительность и темп, ни критерии оценки (например, в упражнениях типа коллективной зарядки), до таких стилей обучения, при которых тренер лишь помогает организовать самостоятельные занятия ученика.

Не останавливаясь на характеристике каждого стиля в отдельности, отметим, что они образуют две группы: при обучении любым стилем первой группы ученик получает задания от учителя; вторая группа отличается тем, что от повторения предложенных моделей действий ученик переходит к продуцированию собственных. Созданию ситуаций, в которых становится возможным

159

 

переход ко второй группе стилей, уделяется в книге особое внимание. Необходимым психологическим условием включения ученика в процесс сотворчества на уроке авторы считают возникновение у него когнитивного диссонанса, требующего разрешения. В реальной практике процесс возникновения и последующего разрешения когнитивного диссонанса является результатом появления проблемной ситуации. Поэтому в книге приводится целый ряд примеров того, как можно в процессе занятий создавать проблемную ситуацию.

Авторы представляют интересный материал не только по проблемному обучению (т.е. по второй группе стилей), но и при описании первой группы. Они не только классифицируют способы обучения, имеющие место в реальной педагогической практике, но и с большим тактом показывают, как нужно строить занятия, чтобы менее развитые в физическом отношении дети не получали психологических травм и активно участвовали в занятиях. Так, зачастую преподаватели безо всякой необходимости перегружают урок соревновательными упражнениями, такими, как прыжки в высоту с постепенным ее увеличением. Но если от раза к разу поднимать планку, то все меньше и меньше детей будут успешно справляться с заданием. Это упражнение «исключающего» типа, разделяющее детей на спортивных и неспортивных. Но это же по сути упражнение преподаватель может организовать иначе, поставив планку под углом и таким образом дав детям возможность тренироваться в прыжках на той высоте, которая им доступна. Примеров такого построения занятий, при котором стиль преподавания делает доступными и интересными разнообразные упражнения ученикам разного уровня физического развития, в книге немало.

Описывая стили преподавания физической культуры, авторы постоянно подчеркивают, что учитель на уроке адресуется к развитию не только физических способностей ученика, но и влияет на развитие социальной, эмоциональной и когнитивной сфер. Поэтому при описании каждого стиля авторы постоянно напоминают об этом целостном характере воздействия учителя на ученика и пытаются дать приблизительную оценку того, в какой мере тот или иной стиль влияет на развитие всех этих сфер (например, первая группа стилей преподавания в наименьшей степени воздействует на когнитивное развитие; некоторые из стилей второй группы минимально адресуются к социальной сфере ученика и т.д.). Авторы постоянно помнят о том, что ученик на занятиях физкультурой не только развивается физически, но и принимает решения, переживает, вступает в общение, и это делает книгу настоящим педагогическим пособием, помогающим не только обучать, но и воспитывать.

В заключение следует сказать, что книга содержит образцы планов занятий, протоколы записи результатов и критерии оценки успешности, соответствующие занятиям, проводящимся разными стилями. Этот материал является не только иллюстративным. Он помогает отчетливо разграничить описываемые стили обучения, лучше почувствовать их специфику и, следовательно, легче овладеть ими на практике.

Книга представляет интерес для тренеров детских спортивных школ и учителей физкультуры общеобразовательных школ.

 

М.С. Егорова

Москва